Программа мобильности в University of Jyväskylä

Всем привет! На связи Анна Опыхтина, студентка Факультета коммуникаций, медиа и дизайна, ОП «Журналистика» (ВШЭ, Москва). Весной 2021 года я проходила программу мобильности в Университете Йювяскюля (University of Jyväskylä), в Финляндии, а сейчас делюсь своим опытом с вами.

Программа мобильности в University of Jyväskylä

Анна Опыхтина
  • Шаг  1:  Как я узнала о программах мобильности

    Возможность поехать за рубеж на семестр по обмену – это один из критериев, на который я ориентировалась, когда выбирала Вышку. Несмотря на то что программы академической мобильности есть во многих вузах, у Вышки самая адекватная и полная информация на сайте. Есть каталог вузов, специальности, перечень необходимых документов, отзывы участников, статистика и контакты менеджеров – все для тебя, только заходи, выбирай и поезжай. Поэтому у меня было доверие, что обмен через Вышку – это не красивая картинка для наивных абитуриентов, а реальная возможность.

  • Шаг  2:  Зачем мне был нужен семестр по обмену

    До подачи заявки я была за границей, поэтому посмотреть мир не было для меня основной целью. Еще одна частая мотивация – поехать, чтобы попрактиковать английский язык – была для меня тоже не так актуальна: программ по журналистике не было в англоговорящих странах, а в Европе английский такой же иностранный, как и для нас, native speakers есть, но их мало. Хотя и путешествия, и практика языка – это важно и круто.

    Для меня самым главным было окунуться в другую образовательную среду. Вышка – сильный вуз, много фишек берет от западных университетов, но образование в России критикуют очень часто. Мне было любопытно: какое оно, зарубежное образование, на которое мы так ориентируемся? Там правда больше практики? Там правда больше свободы?

    А еще такое сравнение – это вызов для меня. Я не знала, понравится ли мне учиться в другой системе, на другом языке, подходит ли мне эта «другая система». Я решила, что наилучший способ проверить свои способности и предпочтения – поехать на 4–6 месяцев и поучиться в иностранном вузе.

  • Шаг  3:  Как я выбирала вуз за границей

    Вышка, конечно, не только про экономику, но на социально-экономическом и техническом направлениях сделан гораздо больший акцент. Так как семестр по обмену можно проходить только по своей специальности (у меня «Журналистика»), мой список состоял из 11–13 вузов, где можно было изучать медиа, коммуникации и журналистику.

    Затем я отсеяла несколько университетов в Азии, так как на момент отбора западная культура казалось мне более близкой. Кстати, сейчас я уже так не считаю :).

    Следующий шаг – внимание к вузам, куда приглашают студентов бакалавриата моего курса, а также не требуют знания второго иностранного языка или специального сертификата по английскому. Например, у меня хороший уровень по немецкому, но нет сертификата на уровень языка, а по английскому сертификаты не IELTS и TOEFL, а Кембриджские экзамены.

    Когда подборка вузов сократилась до 5–7 университетов, я стала смотреть возможности стипендии, курсы в каждом из вузов, стоимость проживания в этой стране/городе, длительность поездки.

Насколько сложно было пройти

Анна Опыхтина

Как на мой обмен повлиял коронавирус

Когда я подавала заявку, то понимала, что риск отмены программы есть. Так уже было в предыдущий весенний семестр, в осенний семестр тоже не все смогли поехать. Я надеялась, что пандемия пойдет на спад, но так не сложилось.

За два месяца до моего планируемого отъезда принимающий вуз предложил мне или перенести программу на следующий семестр без стипендии, или учиться онлайн, или попытаться приехать в Финляндию, при условии, что границы практически для всех закрыты.

Я знаю, что некоторым российским ребятам удалось уехать на машине, но по отзывам, это было стрессовое приключение. Некоторые до конца не были уверены, что их не развернут на границе.

Я согласилась на самый безопасный вариант – онлайн семестр. Так мне не грозила ни отмена рейсов, ни сложности с документами и въездом, ни риск заболеть в чужой стране. Скажу сразу, сначала я боялась: вдруг семестр будет неполноценным. Но сейчас я нисколько не сожалею – плюсов у такого обучения много, о чем я расскажу чуть ниже

Анна Опыхтина

Чем я занималась в виртуальной Финляндии

На 90% всем те же, чем занимались ребята, которые смогли приехать в Йювяскюля.

Со студентами и преподавателями я общалась много, несмотря на онлайн.

Зря я считала, что английский нельзя прокачать не в англоязычной среде.

Еще одна крутая образовательная инициатива, в которой я поучаствовала, – Team&Client Project Course.

Что я думаю по поводу обучения в Финляндии

Если коротко, то финская система образования мне понравилась.

Кстати, о курсах.

Еще одна крутая фишка, связанная с курсами, – лекционные дневники.

Кстати, я настолько прониклась идеологией финского обучения, что после окончания основного семестра подалась на Летнюю школу по гуманитарным наукам в том же вузе, Университете Йювяскюля. Там я взяла курс, посвященный финской структуре образования в целом. И мои наблюдения про индивидуализированный подход подтвердились. Начиная с детского сада и заканчивая курсами для будущих PhD, финны стараются уйти от стандартизации. Оценки группы вы вряд ли увидите: каждый студент получает свои оценки лично, иногда даже с персональным фидбеком от преподавателя. Тестов и государственных экзаменов крайне мало. Если у школьника есть трудности в освоении программы, ему или ей предложат дополнительные занятия в школе. Если у студента нет мотивации или он слишком волнуется за результаты – предложат поговорить с психологом. Короче, сделают все, лишь бы учеба была в радость, в удовольствие.

Минусы тоже есть

Минусы тоже есть

В чем плюсы онлайн обмена

Когда я говорю, что учусь по обмену, то в ответ слышу фразы вроде «круто» и «здорово». Когда я добавляю, что учусь дистанционно, то в ответ слышу разочарованное «жаль». И недоумеваю, почему «жаль». Конечно, классно поехать в другую страну, адаптироваться там, пожить в новой среде. Но и минусы есть у любого расклада: если бы я уехала в Финляндию, то негативные стороны такого решения были бы – абсолютно уверена.

Так что я решила придерживаться правила, древнего как мир: если не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение. Сначала я сопротивлялась и расстраивалась, а потом осознала, что онлайн мобильность – это не хуже и не лучше реальной поездки, это просто другой опыт. А другого опыта есть преимущества.

Классно быть первопроходцем

Я одна из первых студентов, чья мобильность прошла в виртуальном формате, но пользоваться Zoom и Teams к тому моменту все уже научились. Ты вместе со всеми учишься заводить знакомства без общения лицом к лицу, учишься решать свои сложности без опции «подойти и спросить», учишься справляться с ситуацией, когда на середине важной презентации у тебя вылетает Интернет или выключается компьютер.

Онлайн-мобильность была полезна и в профессиональном плане. Я занимаюсь репетиторством по русскому языку и провожу занятия дистанционно, и на многих курсах я увидела восхитительные приложения, сервисы и просто методики для построения урока, которые теперь смогу предложить своим ученикам. Лекции в аудитории мне бы этого не дали.

Такой семестр – хорошая возможность сконцентрироваться только на учебе

Ты живешь в своей стране, а учишься в Финляндии, то есть не испытываешь ни культурный шок, ни порой сложную адаптацию. Учиться за границей здорово, но ехать туда нужно не ради путешествий, а ради развития – для меня важен вуз, где я буду учиться, важна программа и курсы, которые должны быть сильнее тех, что я уже прошла. Когда ты привыкаешь к климату и кухне, на сравнение академической стороны может не остаться сил. А я смогла сравнить, потому что сфокусировалась на учебе, проверила, а могу ли вообще учиться где-то, кроме России, насколько хорош уровень моих знаний и умений в международной перспективе.

Раз адаптацию проходить не нужно, свободное время можно посвятить не менее интересным занятиям. Например, я, помимо репетиторства, работала ассистентом сначала на курсе по русскому языку, а потом – на курсе по экономике, продолжила работать в Проектной лаборатории ВШЭ. А для некоторых своих журналистских статей я вдохновлялась темами с курсов, которые проходила в Финляндии.

Ты прорабатываешь очень много важных навыков

Кроме письменного и устного английского, тебе приходится справляться с разницей во времени. Между Москвой и Йювяскюля разница в один час, но это приходится учитывать, когда ты планируешь день, так что тайм-менеджмент становится твоей сильной стороной, хочешь ты этого или нет. А еще ты преодолеваешь страх коммуникации: если хочешь решить проблему по организации учебы, если не хочешь спать во время лекций, приходится настойчиво стучаться в учебный офис, задавать вопросы, затевать дискуссии и активничать. Потом и с включенной камерой в Zoom сидеть комфортно.

Онлайн-мобильность – это приличная экономия денег

Даже если тебе удалось выиграть стипендию, не факт, что она покроет все расходы. Жизнь в Европе сильно дороже жизни в Москве, даже если ты будешь учиться не в столице. А раз есть еще и возможность работать параллельно с учебой, то можно сберечь финансы для других курсов и путешествий.

Так что не отказывайтесь от онлайн-обмена, это классно!

Анна Опыхтина

Выводы

Несмотря на сложности, связанные с дистанционкой и пандемией, я рада, что такой опыт в моей жизни появился, что я со всем справилась. Ради таких впечатлений и такого иного взгляда на мир стоило трудиться!