Англия принимает не всех, но у меня к ней свой подход, и я ее люблю!
В октябре 2015 года я уехала в Англию, университет Ланкастера, на 2,5 месяца программы обмена, которую организовывает наша Высшая школа экономики. В том году это была моя вторая попытка уехать за границу на временное обучение, я мечтала об этом всегда. Мне рассказывали, что нужно просто преодолеть некоторые формальные препятствия – сдать IELTS или TOEFL (к чему я готовилась сама и успешно сдала и то и другое), написать хорошее мотивационное письмо, собрать другие документы – и ты уже на пол пути в страну, куда всегда хотел поехать учиться. Я была так счастлива, когда центр по обмену прислал письмо о том, что моя заявка рассмотрена, и я выиграла конкурс.
Процесс подачи документов был легким – все взаимодействие с Ланкастером осуществлял Вышкинский офис по международному обмену. Хочу сказать, что поехать учиться по обмену, или по программе двойного диплома можно практически в любой Университет другой страны – у Высшей школы экономики много договоров о сотрудничестве, и у нашей программы "Управление в сфере науки, технологий и инноваций", в частности, есть свои соглашения об обмене с университетом в Сеуле (Южная Корея) и Бремене (Германия). Кроме того, если вы найдете Университет по душе не из общего списка, вы все равно сможете получить финансовую поддержку от Вышки.
Выбор страны был обусловлен моей давней мечтой об английской интеллигенции и Гарри Поттере, тем более что Ланкастер входит в топ-10 университетов Англии, там очень сильная школа менеджмента, куда я и поехала. Программа называется “Entrepreneurship, Innovation and Practice”, и некоторые курсы из нее совпадали с программой нашей Магистратуры.
Освоиться с первых дней учебы мне помогли в основном предметы, которые мы изучали на первом курсе англоязычной магистерской программы "Управление в сфере науки, технологий и инноваций". Так, Экономика инноваций, автором которой являются сотрудники нашего института Дирк Майснер, преподаватель из Англии Ян Майлз и исследователь Виталий Рудь, ознакомили с основами появления и развития концепции Инноваций, системным подходом к изучению этого явления. Лекции про развитие феномена Инноваций на национальном, региональном и микроуровне близко пересекались с первыми лекциями «Инновации на практике» в Ланкастере. Изучение кластеров, технополисов, а также моделей взаимодействия между университетами и индустрией дают практические знания управления технологическими ресурсами, что очень важно в рамках глобального и государственного управления. Эти знания помогли мне при обсуждении особенностей политики разных стран в сфере развития науки и технологий на семинарах в Ланкастере.
Кроме того, мне очень запомнились лекции по предмету «Форсайт» - новое направление в государственном управлении и бизнесе, которое помогает строить модели всех возможных путей развития. Преподаватель и исследователь Оздчан Саритас рассказывал про ключевые роли и функции Форсайта и стратегического планирования, а также возможные сценарии технологического развития. Применение метода дорожных карт, с вариантами переходов от Форсайта к принятию ключевых решений способствовали успешному построению проекта собственного бизнеса на семинаре Ланкастера «Создание нового предприятия».
Предмет «Измерение науки, технологий и инноваций» стал для меня практическим пособием по использованию различных статистических показателей в сфере технологий и информационного общества. В своих письменных работах я использовала изученные метода анализа и интерпретации статистических данных, что также сейчас помогает мне в написании магистерской диссертации по теме Стратегии защиты Интеллектуальной собственности в фармацевтике.
Конечно, вначале в мне все равно было немного страшно в новом коллективе, но дружелюбие и активность преподавателей и ребят из моей группы быстро помогли мне привыкнуть к Ланкастеру и почувствовать себя как дома. Я переехала на главный кампус, в так называемый Университетский городок, где живет большинство студентов. Магазины, кафе, спортивный центр – все в пределах пешей доступности. Погода, как предсказано, не всегда радовала солнцем и теплом, но вкусные пончики (самые лучшие!) и кофе всегда поднимали настроение и приводили в тонус. А какая там библиотека! Первый раз я видела, чтобы так трудно было найти свободное место. Библиотека Ланкастера богата электронными ресурсами и классическими книжными материалами, где можно найти литературу по всем возможным направлениям. В библиотеке студенты проводят почти все свободное время, там можно и перекусить, и отдохнуть, и даже поспать (на каждом этаже стоят мягкие диванчики). Работает это прекрасное место круглосуточно, и если честно, это было мое любимое место.
Что касается бытовых условий, то после недели пребывания в Англии я поняла, что выгоднее и вкуснее все-таки готовить дома, почти все ребята бегали домой на обед и ужин. Тем более обедать каждый день в кафе с нашим обменным курсом может быть не по карману.Цены в кафе начинались с 300 рублей (в переводе) за простой сэндвич, кофе с 200. Но полноценный обед можно купить только за 500-600 рублей. За продуктами мы ездили в большой супермаркет в городе, где закупались на целую неделю: те же 400-600 рублей можно потратить на пол кило курицы и овощей.
Англия – это, конечно, своеобразная страна, тем более Ланкастер – ее северная портовая часть, где всегда влажно и дождливо. Но несмотря ни на что, впечатления о поездке, учебе и людях у меня остались самые светлые, я бы с удовольствием вернулась туда еще раз. Я очень благодарна своему Институту (ИСИЭЗ) и центру по международному обмену, что предоставили мне такую возможность.
Англия принимает не всех, но у меня к ней свой подход, и я ее люблю!
Александра Зимирева