Американская мечта: от магистратуры в Вышке до работы в Голливуде

Диана Андреева, студентка 1-ого курса магистратуры "Трансмедийное производство в цифровых индустриях" взяла интервью у Яны Литовинской, студентки 2-ого курса той же программы, которая ездила по программе обмена в Университет Джорджа Мейсона (США).

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА: ОТ МАГИСТРАТУРЫ В ВЫШКЕ ДО РАБОТЫ В ГОЛЛИВУДЕ – КАК ПОЕХАТЬ УЧИТЬСЯ ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ОСТАТЬСЯ РАБОТАТЬ В ЛОС- АНДЖЕЛЕСЕ. СПОЙЛЕР: ВСЕ ЛЕГАЛЬНО

Яна Литовинская – студентка 2-ого курса магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». В первом семестре второго курса она поехала учиться в Америку по академической мобильности, спродюсировала там 3 фильма, получила все оценки «отлично» и легально осталась работать там еще на 4 месяца. До этого так в Вышке еще не делал никто! 

Эта история не о нарушении закона миграции. И даже не о Greencard. Она о том, как сильное желание и правильно поставленная цель помогают достичь того, что ты хочешь.

 Мы попросили Яну рассказать о своем пути из Вышки в ЛА.

 Почему США?

 - Мысль о том, чтобы поехать учиться в США появилась у меня давно. Я была во многих странах Европы, и жизнь там меня уже, если честно, не привлекала. Другой континент, где я никогда не была, стал лакомым кусочком. Но к концу 2016 – началу 2017 года получение визы в Америку уже было затруднено ввиду новых санкций. Поэтому я решила, что самый доступный вариант – это поездка по обмену. Во-первых, меньше проблем с визой. Во-вторых, бесплатное американское образование, хотя бы семестр. В-третьих, я всегда за «интеллигентные» пути: получение легального статуса по учебе или работе. Увидев среди зарубежных партнеров вышки по академической мобильности 4 американских вуза, я решила поступать в магистратуру НИУ ВШЭ.

 А что с английским?

Загвоздка заключалась в том, что на тот момент я совершенно не говорила по-английски, так как 13 лет своей жизни учила немецкий, 4 года бакалавриата Вышки не исправили эту ситуацию. Язык был нужен срочно еще и потому, что для поступления на любую магистерскую программу ВШЭ необходимо пройти вступительное испытание на английском языке.

 В январе 2017 я пошла на языковые курсы. Для меня было принципиально, чтобы занятия проходили в группах и с носителем языка. Только так можно получить постоянную разговорную практику и правильный акцент. Мой преподаватель был из Чикаго, а группа оказалась просто потрясающей, мы до сих пор дружим и поддерживаем контакт. За 2,5 месяца интенсивных занятий я получила уровень intermediate, еще через пару месяцев подняла его до upper-intermediate.

 Помимо экзамена по языку для поступления на выбранную программу необходимо было собрать большое творческое портфолио. Я училась на бакалавриате другой специальности - социологии, поэтому для поступления мне нужно было набрать опыт и рекомендации в сфере медиа. Параллельно с интенсивными занятиями английским, я стажировалась на телеканалах, снималась в короткометражках, организовывала мероприятия. Было непросто, но этот опыт явно того стоил.

 Как поступить?

 Летом 2017 я была зачислена на заветную магистерскую программу «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» с первого места и начала морально готовиться к академической мобильности. Для участия в конкурсе нужно было собрать пакет документов и сдать IELTS на определенный балл. Я собирала рекомендации и документы, вела переписку с вузами. Самый сложный период наступил за месяц до экзамена: я занималась английским каждый день, брала индивидуальные уроки с преподавателем, из-за этого мне приходилось отодвигать на второй план работу и учебу, чтобы выкроить время на подготовку. В феврале 2018 года я, наконец-то, сдала IELTS на необходимый балл, особенно гордясь тем, что прошел всего год с того момента, как я начала учить английский.

На осенний семестр 2018 года сотрудничество по обмену Вышке предлагали 2 вуза, а не 4: San Diego State University в Сан-Диего, Калифорния и George Mason University в штате Вирджиния. Конечно, мне хотелось в первый: теплый климат, побережье океана в транспортной доступности, и в двух часах езды находится Лос-Анджелес, там ведь Голливуд, а я же учусь на продюсера, такая была у меня логика.

Но, конечно же, по иронии судьбы меня взяли на программу обмена в университет по второму приоритету – в George Mason. Поначалу я не знала, радоваться или грустить, я даже думала отказаться от поездки вовсе. Но друзья, живущие в Америке, переубедили – любая возможность поехать в США станет отличным опытом и в Вирджинии может быть очень хорошо. Я ни разу не пожалела, что послушала их и приняла приглашение. Сейчас вспоминаю их слова и поддержку с благодарностью. 

Поехать учиться в Америку всегда сложнее, чем в Европу. Во-первых, это дороже. В разы дороже. Во-вторых, университеты США требуют сертификаты академического экзамена IELTS/TOEFL, что не обязательно для большинства стран Европы. Но, как вы уже поняли, я не из тех, кто выбирает легкий путь.

 

МАМА, Я В АМЕРИКЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ИЛИ КАК СПРОДЮСИРОВАТЬ 3 ФИЛЬМА, ПОКА ТЫ В США

 С последнего курса бакалавриата в моей голове был четкий план действий:

  • выучить английский
  • собрать портфолио
  • поступить в магистратуру
  • сдать IELTS
  • собрать документы
  • пройти отбор среди других студентов ВШЭ
  • получить визу
  • приехать в Америку

После приезда в США в голове вдруг стало пусто – а что делать дальше? Первое время я была в растерянности. Я не знала, что я хочу получить от этой страны, какого опыта набраться, на чем фокусироваться, в каком направлении двигаться. Но я понимала главное – все будет зависеть от меня самой и от того, как я себя покажу, с какими людьми познакомлюсь и как проявлю инициативу.

Занятия в университете начались в конце августа. Я взяла курсы Producing, Business for Film and Video, Cinematography, History of World Cinema, Video Editing for Films и Digital Media Workshop. Все они продолжали курс обучения продюсированию в ВШЭ и покрывали необходимые кредиты.

Как проявить себя?

Это вышло бессознательно, но с первых дней я зарекомендовала себя на парах: отвечала на занятиях, задавала вопросы, беседовала с преподавателями после. Я чувствовала себя уверенно, ведь будучи уже магистром, я была старше всех своих однокурсников, так как взяла все курсы уровня бакалавров (департамент Film and Video Studies не предполагал курсов для магистров). Более того, почти на всех курсах я была единственной студенткой по обмену, я быстро запомнилась профессорам, потому что в отличие от студентов 1-2 курсов не стеснялась быть активной, мне реально было все интересно. Я же приехала в США за знаниями в сфере кино!

Вспоминаю, как я получила свой первый опыт для резюме: где-то в середине сентября, находясь в полной фрустрации, я сидела на кампусе с американской подругой и жаловалась, что мое будущее неизвестно, что мне бы хотелось в чем-то себя проявить, но я не знаю, за что браться. Подруга рассказала, что студенты старших курсов в качестве выпускной квалификационной работы снимают фильмы, кооперируясь по специальностям. Кто-то выступает режиссером, кто-то сценаристом, кто-то оператором. Выпускникам часто бывают нужны Production Assistants (ассистенты площадки) и BTS photographers (behind-the-scene, закадровые фотографы). В течение разговора она списалась с режиссером съемки, на которую она уже была утверждена, и выяснилось, что им нужен ассистент-фотограф. Вуаля!

В тот же день я обратилась к одной из своих любимых профессорок, которая вела курс продюсирования. К слову, она прожила 20 лет в Лос-Анджелесе, работала на студию Двадцатый Век Фокс и спродюсировала несколько полноценных фильмов, будучи во главе продакшн-компании. Она, зная, что я действительно хочу получить этот опыт, определила меня ко-продюсером в другой студенческий проект. Так я получила первый короткометражный студенческий фильм в свое портфолио.

ВАЖНО: когда я чего-то хотела, я всегда: 1) прямо заявляла об этом, 2) обращала чужое внимание на то, что у меня есть всего 4 месяца в США, а не 4 года, как у всех остальных студентов (я же приехала лишь на семестр), 3) соответствовала тому, что просила.

Следующие предложения не заставили себя ждать: где-то через месяц мой одногруппник, видя мои успехи на курсе продюсирования, прислал мне свой сценарий и попросил меня быть продюсером его короткометражного фильма и с такой же просьбой обратилась режиссерка с другого курса, так же прислав мне сценарий.

ВАЖНО: продюсер всегда балансирует между тремя составляющими – креатив, бизнес, право. Хороший продюсер заинтересован в том, о чем повествует история и каким образом. Важна не только художественность, но и правильно выстроенная драматургия фильма. С этой точки зрения я добавляла в сценарии обращавшихся ко мне режиссеров сцены, которые помогли раскрыть истории героев и стали важной частью всего сюжета.

 И что в итоге?

Короче говоря, 4 месяца я параллельно училась, при этом работала на кампусе и продюсировала студенческие короткометражные фильмы. По крайней мере, я раз за разом убеждалась, что мне нравится то, чем я занимаюсь, и это придавало сил.

Семестр по обмену в США я закончила на все «отлично», чему сама удивилась, ведь всего 2 года назад я даже не говорила по-английски. Это было мое личное очень большое достижение. Кроме того, уже к концу ноября в моем резюме было достаточно опыта, ведь помимо трех спродюсированных фильмов, я еще помогала на площадках, была первым помощником оператора для документального фильма, и т.д. И все это менее, чем за 4 месяца, приехав первый раз в страну – я честно считаю, что это повод гордиться собой.

Помимо всего прочего, George Mason стал для меня местом, где я обрела настоящих и очень верных друзей. Сейчас в округе Фэйрфакс штата Вирджиния есть по меньшей мере 10 человек, которые мне всегда рады и которые меня очень любят. Уезжать от друзей было грустно, но теперь они прилетают ко мне в Лос-Анджелес.

После семестра, проведённого в Университете Джордж Мейсона, Яна воспользовалась программой Academic Training и осталась работать в США на такой же период. О своих американских буднях, учебе в университете и работе, разнице между двумя культурами Яна  рассказывает в своем микроблоге в Инстаграм.