Программа обмена в Sciences Po
Первое впечатление и люди
Так как Париж – город очень дорогой, два огромных и тяжелых чемодана приходилось тащить на общественном транспорте, а не на такси. Это неудобно и в Москве, а тут еще хуже. 40 кг веса от аэропорта до места моего проживания почти все время приходилось тащить в руках, так как проходы во французских электричках и метро очень узкие, а станции обычно не оборудованы эскалаторами. В общем, первое, с чем я познакомился в Париже, — это общественный транспорт.
С самого начала мне было видно, что несмотря на хвалёное удобство парижского метрополитена его пропускная способность ниже, так как поезда меньше, а интервалы между ними больше. Главное достоинство парижского метро - большое количество станций, и ты можешь доехать почти до любой точки города и пригородов.
Проезд дороже, чем в Москве, поэтому за 5 евро я купил себе местную «тройку» и пополнил ее на месяц за 75 евро. Студенческую карту оформлять не стал, потому что она имеет смысл при пребывании в течение всего учебного года.
Я поселился не в самом Париже, а в местных Химках — Сен-Дени. Единственная разница заключается в том, что в Химках нет собора, где похоронены короли.
Я приехал за две недели до начала учебы, и у меня было полно времени познакомиться с городом. На следующий день я отправился в свой первый рейд. Познакомившись со всеми французскими монархами в Сен-Дени, я понял, что надо идти на сам Париж.
Не буду подробно описывать маршрут, но могу сказать, что за первый день я увидел Елисейские поля, Ейфейлеву башню, Лувр и Гранд Опера. Я просто ходил по городу и смотрел на улицы и жителей.
И вот какая мысль у меня проскользнула, а со временем укрепилась в сознании: Париж создаёт впечатление города, чьи создатели давно ушли. Вроде бы все исторические памятники на месте, бульвары XIX века тоже не пропали. А вот нет самого главного — парижан. То ли они полностью заслонены полчищами туристов, то ли нет больше тех людей, которые населяли этот город и создавали всем известную атмосферу на фотографиях Робера Дуазно. Лишь изредка в историческом центре мелькают бабушки и дедушки с палочками, которые еще застали сороковые годы, немецкую оккупацию, Движение сопротивления и генерала де Голля. Вот они, настоящие парижане. Но видя их, ты воспринимаешь это не как нечто естественное, а будто древние римляне вернулись в некогда отнятый у них город.
Париж лишился былого колорита. Почти не слышно его музыки, нет того образа жизни. Он стал безнадежно интернационализированным, глобализованным, как и большая часть мировых столиц. Возможно, это впечатление необоснованно усилилось от стереотипов и предрассудков по отношению к этому городу.
Иностранцы здесь не являются диковинкой. Париж избалован туристами, поэтому не стоит ждать, что русских здесь примут с особенной радостью. К вам будет такое же отношение, как к остальным. Вам, конечно, помогут с натянутой улыбкой, но просто потому что невежливо отказывать. В Москве желание показать иностранцу город и помочь ему намного более искреннее. Вообще я из тех людей, которых раздражает этот формальный small talk. А здесь это в культуре. И каждый раз на это дежурное «Ça va?» приходится отвечать заученным, таким же дежурным «Merci, et vous ?». И ты ведь знаешь, что собеседнику на самом деле все равно, как в действительности у тебя все обстоит. В итоге, это «Ça va» начинает серьёзно раздражать людей вроде меня.
Если говорить об архитектуре, то она действительно интересна. Вокзалы и дворцы не оставляют шансов сомневаться в том, что ты находишься в столице бывшей империи. Пале Гарнье, Анвалид и, конечно, Дворец Лувр являются наиболее яркими историческими памятниками. Многоэтажные дома второй половины XIX века задают стиль городу, но в то же время они быстро приедаются, так как они в принципе очень похожи друг на друга. Вообще, реконструкция Парижа происходила примерно в одно время с перепланировкой Барселоны, и эти части городов похожи друг на друга. Разве что в Барселоне более легкая, морская атмосфера.
Фасады исторических зданий последние годы усердно чистят появившимися относительно недавно растворами. Дома приобретают вторую молодость. Это делается не только в Париже, но и в Москве, Питере (Помните скандал с Казанским собором?). Честно говоря, я так и не определился, нравится ли мне такая практика. С одной стороны, создаётся ощущение чистоты и парадности, но с другой – это же исторические здания. С них будто смывают саму историю. Улетучивается их дух.
Лувр и музеи
Если вы приучены ходить по музеям и любите это, то Париж однозначно снесет вам башню. Кроме Рима я вряд ли смогу назвать хотя бы еще один город, где концентрация всемирно известных музеев на квадратный сантиметр просто зашкаливает. Париж сконцентрировал совершенно невероятное количество образцов мирового искусства. Здесь ему нужно отдать должное. Хотя мы знаем, как всё это добывалось в большинстве случаев.
Мне повезло быть музейным человеком, и здесь у меня не стоит вопрос о том, что делать в свободное время. Скорее, я часто стою перед дилеммой: куда же идти в первую очередь?
Мой послужной список выглядел так:
· Лувр – 11 раз;
· Музей Орсэ – 5 раз;
· Анвалид (комплекс музеев: ПМВ, ВМВ, военная история Франции, Могила Наполеона, маршала Фоша и др.) – 2 раза;
· Центр Помпиду;
· Гранд Оперá (Она же Пале Гарнье) – 1 раз как турист и 1 раз как зритель;
· Нотр Дам де Пари (успел);
· Базилика Сакрэ Кёр – 2 раза;
· Версаль (отнесём его к Парижу);
· Базилика Сэн Дени;
· Дворец Элизэ (Елисей – резиденция Президента) – сюда можно попасть только 2 дня в году, отстояв семичасовую очередь;
· Пти Пале (Малый дворец) – 2 раза;
· Гран Пале – 1 раз.
Данный список – лишь основные места, которые я посещал. В действительности мест было больше.
Такое количество музеев, да еще и не по одному разу, я смог обойти только потому, что для европейских студентов вход в большинство музеев. Цена полного билета составляет 15 евро. Я сэкономил весьма ощутимую сумму. Если бы не обучение в Сьянс По, я не имел бы привилегии побывать в том же Лувре столько раз.
Лувр
Это место заслуживает отдельного описания. Если сам Париж не поразил меня, не влюбил в себя, то за него это сделал Лувр. Хочешь не хочешь, а величия парижских музеев нельзя не признавать. Я еще не видел музея с такой невероятной коллекцией прежде всего античных артефактов. По моему мнению, именно древние экспонаты, а не Джоконда, являются главным богатством Лувра. Здесь и Древний Египет, и Греция с Римом, и Персия, и исламский мир. На каждый отдел нужно тратить не один и даже не два дня. Конечно, это если вы хотите действительно изучать представленные экспонаты, а не пробежать для галочки. Хотя даже просто гулять по Лувру в пятницу вечером, когда мало народу, очень приятно. Чувствуешь себя Индианой Джонсом, который нашёл Ковчег Завета.
Самый необычный и уникальный экспонат – статуя, найденная в Иордании в ХХ веке, которой 9000 (!!!) лет. Эта статуя уже использовалась в обрядах в то время, когда на древние цивилизации ещё и намека не было. Это самый старый экспонат в Лувре и и в принципе древнейший предмет, что лично мне довелось увидеть в принципе за мою жизнь.
При обходе античных залов задумываешься о том, каким образом все это попало во Францию, которая имеет малое отношение к той же Персии или Вавилону. А потом понимаешь, что очень большая часть всех этих бесценных реликвий была вывезена в общем-то против воли настоящих хозяев этих сокровищ. Франция получала эти артефакты в рамках экспедиций в колонии либо в качестве военных трофеев. Однако, немало предметов было куплено вполне официально у других музеев или торговцев. Например, в отделе живописи я нашёл три русских иконы XVI-XVIII веков, одна из которых была куплена в пятидесятые годы прошлого века на Большом базаре в Стамбуле.
Глядя на все это появляется двоякое чувство: с одной стороны, музей является величайшим собранием достижений культуры, который проводит их реставрацию и защищает их, проводит ценные научные исследования; с другой стороны становится обидно за те народы (простите за пафос, но именно за них я переживаю в данном случае), которые лишены доступа к их собственному наследию. Сколько потерял Египет, который был разграблен не только Францией, но и Великобританией (В Британском музее также собрана богатейшая коллекция египетской культуры)? Сколько потеряли страны, находящиеся на территории бывшего Вавилона? Все это здесь, в Париже, а не там. Когда ты видишь пятнадцатиметровые изразцы и статуи времён Рамзеса Первого в Лувре и не подозревал до этого, что подобная культура столь богата, возникает один вопрос: «Откуда?».
Лувр, как и Эрмитаж, невозможно обойти полностью. Я был здесь 11 раз по 3-4 часа, но даже я так и не смог качественно осмотреть все залы. Независимо от того, любите вы музеи или нет, вы обязаны посетить Лувр хотя бы раз, если будете в Париже. Это не запылившееся старьё, это возможность узнать, кто мы такие, насколько мы похожи на тех, кто был до нас.
Для меня Лувр – это прежде всего древность, а уже во вторую очередь Джоконда и и другие экспонаты, значение которых также бесспорно велико.
Орсэ
С импрессионизмом я был плохо знаком до того, как попал в Музей Орсэ. Здесь собраны классики и этого жанра и если знакомиться с импрессионизмом, то уж точно здесь. Сам музей специализируется на живописи середины XIX - начала ХХ веков. На этот период и приходится расцвет импрессионистов. Я не был в музее Оранжери, но на мой взгляд Орсэ – лучший вариант познакомиться с классическим импрессионизмом. Здесь собраны такие художники, как Гоген, Моне, Писсаро, Мане, Ренуар, Ван Гог. Лично я осознал только здесь, что импрессионизм мне очень близок. Он лучше других даёт почувствовать атмосферу места действия; сама палитра красок нежная и умиротворяюще влияет на зрителя. Если и вы оказались в числе поклонников импрессионистов, то по возвращении в Россию обязательно идём знакомиться (заново) с коллекциями Щукина и Морозова, которые собрали уже самые яркие картины жанра. Пока я был во Франции, в Орсэ шла выставка «голубого и розового» периодов Пикассо, куда из России приехали шесть картин из коллекции.
Любителям дизайна или просто ценителям модерна стоит осмотреть экспозицию мебели в жанре ар-нуво. Кстати, сам вокзал Орсэ, в котором сейчас находится музей, очень красив и тоже имеет элементы модерна.
Обучение в Sciences Po
Выбор курсов происходит в 15:00 в первых числах июля через местный LMS. Я успел записаться на нужные мне курсы за 3 минуты, а через 5 минут запись на них уже закрылась. По этой причине нужно ждать начала регистрации и ни в кое случае про нее не забыть, иначе не сможете изучать те курсы, которые хотите.
Университет рекомендует прилетать чуть заранее. Во Франции учебный год начинается с 3 сентября, но уже с 24 августа начинаются первые мероприятия. Среди них есть множество бесплатных внеучебных, проводимых студорганизациями. В это же время уже можно получить кампусную карту, не стоя в очереди. А главное – приехать пораньше стоит, чтобы начать осмотр города в режиме туриста и спокойно открыть счет в банке. Это займет время, потому что Франция – это вам не Сбербанк, где можно за 10 минут открыть счет. Бюрократия запредельная, банки закрываются на обеденные перерывы. Вам назначат интервью только на следующей неделе, чтобы заполнить десятиминутную анкетку, а потом вынести решение об открытии счета (о банках – ниже).
Integration week здесь существует, но за нее надо заплатить 100 евро (если мне не изменяет память). На мой взгляд, оно того не стоит – и сам нормально освоился.
Сами курсы в Sciences Po делятся на семинары, лекции и элективы. Последние относятся больше к кружкам и на них внимание я заострять не буду. Лекции полностью совпадают по своей организации с российским пониманием этого слова. Лектор вещает на аудиторию из 300 человек, и диктуемый им материал может дополнять или отличаться от того, что можно прочитать в библиотеке. Большинство студентов записывает слово в слово, потому что этот материал может попасться в итоговом письменном экзамене. Хотя по моему мнению, копировать лекции слово в слово не самое полезное занятие, так как нужно уметь вычленять главный материал.
Семинары проводятся уже с меньшими группами студентов (30-40 человек), но они как раз отличаются от того, что в вышке понимается под семинаром. Это своего рода интерактивная лекция, где вы можете задать вопросы профессору, а он может закинуть парочку вопросов на размышление студентам.
В таком формате чувствуется одно существенное преимущество западной системы образования над отечественной – аудиторию хвалят не за правильные ответы, а именно за участие и дискуссию. Нет ничего страшного в том, что вы ответите неправильно, и никто не скажет вам: «Садись – два!». Вас выслушают и могут просто объяснить, что не так с вашей позицией и скажут, что ждут от вас дальнейшего участия. Для преподавателя главным является ваше присутствие, и даже по итогу курса вы получите 12 баллов из 20, то для него вы останетесь хорошим студентом, который прикладывал свои усилия. К сожалению, у нас в Москве не все придерживаются такой философии, хотя мне она видится правильной.
Самая крутая сторона обучения в Sciences Po – это его мягкая сила и известность, позволяющая привлечь и сильных международных студентов, и пригласить на работу именитых преподавателей. У меня корпоративное право вела американская адвокат, закончившая магистратуру Гарварда и сейчас управляющая собственной юридической фирмой в Париже. Конкурентное право ЕС я изучал у турецкой юристки, учившейся в Оксфорде у одного из известнейших специалистов в области конкурентного права. С обоими преподавателями мне удалось установить хорошие отношения во время моего пребывания, и в случае любых вопросов по предмету я могу хоть сейчас написать и попросить совета.
Посещение семинарских занятий является строго обязательным, и пропустить без уважительной причины можно только 2 семинара. В противном случае данный курс вам не будет засчитан. На небольшие опоздания закрывают глаза, но вообще это считается неприличным. Были преподаватели, которые грозились, что за 2 опоздания им будет проставлено отсутствие, однако виновники отделались только угрозами. На лекциях, по крайней мере, по Конституционному праву Франции, посещаемость не отмечали ни разу, однако ввиду сказанного выше с количеством присутствующих проблем не было.
Экзамены в моем случае по всем предметам проходили в письменном виде. В одном случае это был тест с развернутыми ответами на месте, а в двух других – take home exam. Заключается он либо в написании эссе, либо это все те же вопросы. Профессор надеется на честность и просит не списывать, хотя прекрасно понимает, что дома никто за студентом не следит.
Отдельного внимания заслуживает экзамен по Конституционному праву. Он, в отличие от остальных, сдавался вне университета. Во Франции существуют государственные центры сдачи экзаменов, предназначенные исключительно для таких целей. Обычные занятия там не проходят, но важные экзамены по типу bac (аналог ЕГЭ) сдаются там, особенно если нужно обеспечить единовременную сдачу около трехсот человек. Не самое приятное ощущение сдавать в пригороде, в здании, которые ты видишь впервые, но зато это можно воспринимать как маленькое путешествие.
В целом, учеба как таковая оставила положительные впечатления, особенно курсы на английском, заточенные на международный опыт.
Банки
Чтобы купить сим-карту любой фирмы, кроме Free Mobile, а также чтобы получить обязательную студенческую страховку, нужно иметь счет во французском банке. Сделать это необходимо как можно скорее, чтобы не мучиться во время учебы. Во французском банке не получится открыть счет за 10 минут, как в любом авторитетном российском банке. Для этого нужно сначала прийти в офис, который обслуживает студентов Sciences Po, и записаться на ранде-ву со специалистом недели за две. И только в назначенное время ваш специалист заполнит такую же анкету, как в случае и с российскими банками, но решение об открытии счета может быть открыто не сразу, а на следующий день. Такая процедура меня ждала в Société Générale. После того, как я ждал десятиминутную аудиенцию специалиста и предоставил все необходимые документы (паспорт, подтверждение обучения, подтверждение проживания), со мной заполнили заявление, но решение не вынесли. Через неделю со мной связались (хотя обещали на следующий день) и попросили переслать перевод свидетельства о рождении с заверением переводчика. В итоге я открыл счет в BNP Paribas, в котором карту мне слали больше полутора месяцев.
Стоимость жизни
Жить в Париже очень дорого. В среднем месяц проживания с оплатой жилья составляет 1000 евро. Из них около 600 евро у меня ушло на оплату комнаты в пригороде, которую я нашел через Airbnb. Бюджет на еду будет составлять 10-15 евро. О ресторанах не может быть и речи, если вы живете бюджетно – стартовая цена блюд – 15 евро. На транспорт тратится 75 евро в месяц.
Важно, что если хозяин вашей квартиры исправно соблюдает налоговое законодательство и декларирует доход от аренды, то вы можете подать заявку на сайт caf.fr и получить вычет из уплаченных сумм в рамках социальной помощи. В моем случае мне вернули бы 150 евро в месяц при аренде жилья за 500 евро в месяц без налогов и сборов.
Важно, что есть список банков, которые в рамках специального предложения для студентов Sciences Po начисляют 60-100 евро при открытии счета – можно будет потратить на сувениры или еще на что-то приятное.
Музеи в большинстве случаев бесплатны для студентов, что очень сокращает расходы.
Несмотря на наличие льгот, жизнь в Париже был очень дорогой, и любая финансовая помощь сильно помогает в Париже. Я выиграл стипендию Фонда-эндаумента ВШЭ размером в 150 000 рублей и смог покрыть часть суммы, но даже эти деньги не покрыли полностью стоимость жилья.
Заключение
Поехать по обмену нужно обязательно, если представляется такая возможность. Ты живешь в других условиях, смотришь на жизненный уклад одновременно своей и чужой страны как наблюдатель. Ты проверяешь себя на прочность, помещая себя в новые условия. Взамен, ты возвращаешься домой человеком, смотрящий на мир под разными углами, с уникальным академическим опытом, новыми друзьями и знакомствами в профессиональной сфере, а ты сам повышаешь свою привлекательность как для университета, так и для работодателя. Это новые знания, навыки и хорошие иностранные языки.
Ты не турист, касающийся чужой культуры – ты часть этой культуры на время обмена. Не факт, что жизнь в таком городе, как Париж окажется для тебя комфортной, но этот город воспитывает сродни Петербургу, а в этом его сила и главное, что можно взять от самого Парижа.
Об опыте жизни в Париже я рассказываю в своем Instagram - @evgenyvsparrow. Там я стараюсь выкладывать интересные подробности и фотографии. Студентам, отправляющимся по обмену во Францию я с радостью помогу советом.