• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-мобильность: новые возможности

Марк Шалыгин, студент 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, рассказал об участии в программе онлайн-мобильности с университетом EBS - European Business School в Германии.

EBS- European Business School

EBS- European Business School
EBS- European Business School
Марк Шалыгин

Осенью 2020 года я должен был поехать учиться в Германию в EBS - European Business School. Однако из-за ограничений, вызванных коронавирусной инфекцией, принимающий университет закрыл офлайн-программу и предоставил возможность обучаться только в онлайн-формате.

Передо мной встал выбор: отказаться полностью от обучения в Германии или совмещать его с учебой на последнем курсе в НИУ ВШЭ.

Я выбрал второе: совмещать учебу в двух вузах одновременно, и передо мной открылось множество возможностей.

Мое онлайн-обучение проходило в EBS - European Business School с 16 сентября по 16 декабря. За эти 3 месяца я узнал много нового и изменился в лучшую сторону.

Навигация по статье:

Подготовка к онлайн-семестру • Процесс обучения онлайн • Экзамены • Summary

4 основных причины выбрать онлайн-мобильность и 4 причины этого не делать:

Онлайн-мобильность для вас, если вы хотите:

  • Перезачет кредитов и оценок за иностранные предметы
  • Безопасное пребывание дома со своими близкими
  • Значительная экономия денег и времени
  • Совмещение с основной учебой и военной кафедрой

Я смог без затрат каких-либо ресурсов изучать международные дисциплины, находясь дома в кругу близких людей, при этом есть возможность совмещать с обучением в ВШЭ и военной кафедрой. Для меня самым главным плюсом было то, что я смог остаться дома, не переживая за здоровье своих близких, находясь рядом с друзьями и девушкой.

Онлайн-мобильность не для вас, если вы хотите:  

  • Активное общение с иностранными студентами в офлайн-формате
  • Опыт проживания в Европе
  • Практика полного погружения в обучение в европейском вузе
  • Путешествия

Для меня самым главным минусом онлайн-мобильности стало то, что я не смог полностью погрузиться в обучение в европейском вузе. Не смог вживую пообщаться с иностранными студентами и преподавателями. Изначально мне очень хотелось получить именно этот опыт, но после онлайн-обучения я понял, что это не так важно.

EBS - European Business School

Подготовка к онлайн-семестру

Как шла подготовка к онлайн-семестру? 

Подготовка заключалась в подключении к необходимым интернет-сервисам. 

То есть никакой специальной подготовки к онлайн-семестру не требовалось. Мне нужно было только подключиться к образовательной системе принимающего университета: получить учебную почту, подключиться к местной системе LMS.

У меня был куратор обучения от университета EBS, который поддерживал со мной связь на протяжении всего обучения. Я всегда мог обратиться к нему с вопросом и практически сразу получал ответ. Именно он отправлял мне все необходимые инструкции, как к чему подключаться, и у него я мог узнать ответы на все интересующие меня вопросы.

Canva

Какую поддержку получили от принимающего университета? Достаточно ли Вам было этой поддержки?

Поддержки было более чем достаточно.

16 сентября в первый день обучения были специальные вводные дни для иностранных студентов, где подробно рассказали, что и как работает, какие существуют механизмы для учебы, какие есть возможности. Это было очень полезно, потому что мне наглядно объяснили, как подключаться к онлайн-занятиям, где смотреть расписание и дополнительные материалы к каждому предмету.

EBS - European Business School

Процесс обучения онлайн

Как технически был устроен Ваш учебный процесс (платформы, системы)?

Технически весь процесс обучения проходил на трёх платформах.

1. Специальная учебная система, где можно было посмотреть расписание, получить ссылки на онлайн-занятия, скачать все необходимые материалы для занятий и увидеть оценки — аналог LMS.

2. Экосистема университета, где я чаще всего пользовался почтой для общения с преподавателями и получения важной организационной и технической информации. Также можно было воспользоваться онлайн-библиотекой, участвовать во внеучебных активностях и даже стать членом клуба карьеры и получать предложения о подаче заявлений в европейские компании — например, мне предложили подать заявку в немецкое отделение Amazon.

3. ZOOM — все занятия проходили именно в ZOOM.

Как проходил процесс обучения? Как совмещал с учебой в ВШЭ?

Процесс обучения проходил очень интересно и необычно для меня. Я отметил для себя ряд особенностей, которые отличают онлайн-обучение в EBS.

►Нет отдельно лекций и семинаров. Каждое занятие — это нечто среднее между семинаром и лекцией, когда преподаватель рассказывает материал и параллельно задает вопросы студентам, тут необходимо проявлять активность.

►Нельзя пропускать занятия. Вообще никак. Я пытался уйти несколько раз раньше или немного опоздать, и мне сделали выговор, даже несмотря на то, что обучение было онлайн. Они очень строго относятся к полной посещаемости своих занятий.

►Не нужно ничего читать дополнительно. Преподаватель дает весь материал, который понадобится тебе на экзамене и дает исчерпывающее представление о предмете.

►Нет домашних заданий. Практически совсем. Только 2 раза меня попросили написать ответ на открытый дискуссионный вопрос, но и то для того, чтобы я структурировал свои мысли.

►Освоение профессии идет через решение приближенных к реальности кейсов, а не через призму доктринального знания. Таким образом, когда я разбирал кейсы — юридические ситуации, то использовал знания, полученные от преподавателя, и материал усвоился и запомнился надолго.

Canva

Сам процесс обучения выглядел следующим образом:

В первый месяц моего обучения у меня было только три вводных в международное частное право предмета. В это же время у меня было четыре предмета, которые я изучал в ВШЭ. Мне повезло, что ввиду разных часовых поясов расписание вузов практически не пересекалось, но бывало и такое. Я спросил у своего куратора в немецком вузе, что делать, если расписание пресекается — он ответил, что нужно ходить на немецкие пары, что я и делал. Мне пришлось договориться с русскими преподавателями о том, что я буду ходить с другой группой или как-то по-иному буду отрабатывать пропуски.

В общем, совмещать обучение в двух университетах было не так просто, но вполне выполнимо. У меня было решительное желание получить максимум как от ВШЭ, так и от EBS, и я думаю, что у меня это получилось.

Какие предметы я изучал после вводного курса?

Все предметы, которые я могу изучать после вводного курса для иностранных студентов, я выбирал сам. Мой выбор основывался на моем интересе к предмету, на пользе от него в будущем и на том количестве кредитов, которые я смог бы перезачесть в ВШЭ. EBS обозначил, что минимально мне нужно было выбрать предметов на 12 кредитов, максимально — на 21 кредит в общем.

4 предмета, которые я успел изучить за 2 месяца обучения:

  • Европейское корпоративное управление и регулирование финансовых институтов
  • Защита прав на международных рынках: право интеллектуальной собственности и закон о конкуренции
  • Европейское торговое право
  • Заключение договоров в международной торговле
EBS - European Business School

Как проходило взаимодействие с иностранными студентами?

Мое общение с иностранными студентами проявилось в 2 направлениях:

Участие в групповом проекте

Я совместно с немецкими студентами готовил и презентовал проект. Мы должны были рассказать про экономическую и политическую системы в Швейцарии. Нам было необходимо созваниваться и обсуждать те вопросы, которые мы хотим осветить в рамках проекта. Это было очень интересно. Мы созвонились примерно раз 10, говорили только на английском, обменивались мыслями и вместе делали презентацию.

У меня сохранились их телефоны, и, если что, у меня теперь есть знакомые из юго-восточной части Германии.

Общение во время занятий

Во время занятий я обсуждал с иностранными студентами различные темы, предложенные преподавателями: от влияния слова can на различные формулировки в договоре до негативного эффекта глобализации.  Но это было скорее дискуссией, чем общением. Тем не менее это было увлекательно. Европейские студенты обращают особое внимание на глобальные проблемы климата, глобализации, реализации прав человека и другие. Они рассматривают решение проблем, исходя из общих интересов, а не интересов отдельно взятой страны. 

В общем, мне удалось увидеть другой тип мышления и понять, что на одну проблему можно смотреть совершенно по-разному.

Была ли возможность внеучебного общения?

Она была, но я не использовал ее активно. Были организованы различные игры и мероприятия в онлайн-формате, но лично я это время решил использовать для учебы. Тем не менее возможность как-то дополнительно общаться с зарубежными студентами была.

EBS - European Business School

Экзамены

Canva

Экзамены проходили в непривычном для меня формате. Экзамен обыкновенно состоял из открытых вопросов по предмету и какому-то кейсу. У меня было очень ограниченное время на его написание: 45 минут или 90 минут в зависимости от сложности предмета. Таким образом, за ограниченное количество времени мне нужно было развернуто ответить на достаточно сложные задания на английском языке.

В первый раз экзамен кажется очень сложным, потому что за 55 минут (включено время на отправку) нужно успеть все скачать, правильно заполнить личные данные, прочитать задания, ответить на них, прикрепить документ, что ты подтверждаешь свою самостоятельность в сдаче экзамена и все это отправить назад. Тем не менее, когда один раз сдал такой экзамен, все последующие разы кажутся не такими сложными.

Summary

Это круто!

Правда, мне очень понравилось учиться онлайн в немецком вузе, при этом совершенно не теряя времени и знания, которые я параллельно получал в ВШЭ.

Я смог “поучиться в Европе” без каких-либо академических задолженностей, и при этом все немецкие дисциплины, которые имеют аналоги в ВШЭ (у меня все предметы имели аналоги), будут зачтены мне в диплом ВШЭ. Таким образом, я получил необходимый объем кредитов, и у меня не возникло никаких академических задолженностей.

Учитывая все это, я не потратил никаких финансовых средств, остался дома рядом с семьей и мог еще дополнительно чем-то заниматься.

В общем, если честно, после обучения я был в полном восторге. Помимо того, что я определённо расширил границы своего мышления, так еще и узнал, что люди в Европе думают совершенно по-другому, чем я.

Canva