Программа обмена в Университете Хельсинки (Финляндия)
Меня зовут Зонина Александра, я являюсь студенткой 4 курса бакалавриата ОП «Философия», в первом семестре 2020 года (то есть на своём 3 курсе) я ездила по обмену в Университет Хельсинки (Helsingin yliopisto), где училась на Факультете искусств (Humanistinen tiedekunta).
Университет Хельсинки – крупнейший университет в Финляндии, входящий в топ-100 лучших университетов мира по данным 2018 года.
Поступали мы вместе с моим коллегой, который получил Erasmus+. Хочется сказать, что во многом именно то, что я изначально была не одна, помогло мне продержаться полгода вне дома. Ездили мы в период мировых локдаунов и закрытых границ, поэтому возникало множество проблем с тем, чтобы элементарно оформить документы и выехать из России.
Начну с самого начала.
Расходы
Весной 2020 года (когда мне уже пришло письмо с подтверждением о получении стипендии) объявили о закрытии границы между Россией и Финляндией. На протяжении всего времени оформления необходимых документов никто не мог сказать, возможно ли въехать без последствий на территорию Финляндии, поэтому мы всё решали очень быстро, на свой страх и риск. Ни на самолете, ни на судне, ни на поезде невозможно было добраться до Хельсинки. Единственным способом туда попасть была поездка на автобусе из Санкт-Петербурга.
В посольстве Финляндии, через которое я оформляла все необходимые документы, предложили воспользоваться их локальной компанией Scandinavia. Вне Covid-а билет на автобус стоит максимум 2 тысячи рублей, мы же заплатили 6 тысяч с каждого в одну сторону. Однако это совершенно не испортило впечатление от поездки. Дорога из Санкт-Петербурга в центр Хельсинки суммарно заняла 11 часов.
Вместо предложенного университетом Хельсинки места в общежитии (примерно 500 евро в месяц) мы решили снять комнату на Airbnb, благодаря чему экономили каждый месяц около 200 евро.
На еду в день мы тратили около 10-20 евро (советую еду покупать в трёх магазинах, потому что там самые выгодные цены: Lidl, K-market, S-market).
Перемещались мы на метро (примерно 35 евро на человека в месяц), заранее оплачивая проездной в местном центре (HSL).
Возвращались в Санкт-Петербург на автобусе компании Scandinavia, вышло по цене примерно также (около 6 тысяч рублей с человека).
Университет
Мы учились дистанционно (только один курс у меня был очным) из-за «ковидных» ограничений. Курсы выбирали сами из предложенного списка: я выбрала Документальный кинематограф, Антропологическую лингвистику, Историю философии и Свободный курс по Рихарду Вагнеру. Предметы совершенно разные, можно брать, сколько сам пожелаешь. В НИУ ВШЭ просили привезти минимум 5 кредитов (то есть, по сути, можно было взять только один предмет), а Университет Хельсинки запрашивал минимум 20 кредитов (то есть суммарно 4 курса, без прохождения которых мы не могли бы уехать обратно в Россию с должным результатом).
В основном здании университета есть большая библиотека, где можно поработать.
Структура подачи материала после Вышки показалась мне довольно странной: семинаров не было, только лекции, а в конце курса мы писали итоговую работу. В этом плане все довольно сухо, однако преподаватели всегда были готовы ответить на твои вопросы и были реально заинтересованы в вовлечении студентов в учебу. Из-за отсутствия семинаров было больше времени на изучение города и общение с людьми. Благодаря одному моему оффлайн курсу мы познакомились с итальянцами, финнами, датчанами и испанцами.
Однако самое замечательное во всей поездке – это то, что у нас была возможность по ВНЖ свободно поехать в другие страны. Так, мы полетели с пересадкой через Ригу в Италию (посетили Рим и Венецию), а затем на поезде из Венеции поехали в Вену. Из Вены вернулись обратно в Хельсинки, где продолжили учиться до начала декабря. Я знаю, что Университет Хельсинки предоставлял относительно недорогие билеты на поездку в Лапландию. Однако из-за отсутствия к тому времени достаточного количества средств мы не поехали.
Основные проблемы, с которыми я столкнулась
1. Очень проблематично было въехать на территорию Финляндии, потому что из автобусных компаний работала только Scandinavia, которая осуществляла автобусные рейсы максимум один раз в неделю;
2. Курсы в большинстве своём связаны были с математикой и лингвистикой, поэтому не всем они «придутся по душе»;
3. Основная проблема была в подтверждении моего прибытия в Хельсинки, потому что билеты автобусная компания не выдавала, а Университет Хельсинки не хотел по каким-то причинам выдавать иные документы о подтверждении моего прибытия. Поэтому приходилось напрямую решать данную проблему с коллегами из академической мобильности, на что ушло суммарно около двух недель.