Программа обмена в Университете Хельсинки (Финляндия)

Анна Черкасова, студентка 4-го курса ОП Медиакоммуникации факультета коммуникаций, медиа и дизайна, рассказывает о семестре, проведенном в Университете Хельсинки (Финляндия).   При поддержке Эндаумент-фонда НИУ ВШЭ.

Когда расстояние до работы стало измеряться количеством шагов от кровати до письменного стола, когда на фабриках Dior начали производить антисептики, а тысячи студентов узнали о существовании Zoom, я принимала участие в программе международной академической мобильности с Университетом Хельсинки. Несмотря на все сложности, вызванные эпидемией, это был хороший опыт, которым я хотела бы поделиться.

Думаю, многие знают Финляндию, как страну тысячи озёр, саун и литров выпитого молока. Однако немногие знакомы с финским образованием, которое, кстати, считается одним из лучших в мире. За время обучения в Университете Хельсинки, я отметила 5 интересных фактов о нём:

1) Вас не могут отчислить из университета

Практически невозможно быть отчисленным из университета, разве что вы нарушите закон. Если студент не сдал какой-то предмет, он имеет право повторного прослушать его в следующем году. При этом, он спокойно может перейти на следующую ступень обучения.

2) Вы сами выбираете срок своего обучения

Поскольку для студентов Университета Хельсинки характерно совмещать учёбу и работу, в правилах предусмотрена возможность выбора срока своего обучения. Вы можете получить степень магистра за 2 года, а можете и за 4. В зависимости от того, как составите свой учебный план. Конечно, это правило не касается студентов по обмену, однако даже им предоставляется свобода при составлении своей учебной программы. Но об этом чуть позже.

3) Оценки никого не волнуют

Как и в Вышке, в Университете Хельсинки каждый предмет весит определённое количество зачётных единиц (кредитов). И для того, чтобы завершить своё обучение, необходимо набрать установленное количество этих единиц. При этом никто не заботится об оценках: получили вы за предмет 3 или 5 – не столь важно. Конечно, рейтинговая система Вышки не давала расслабляться, но всё равно, было интересно наблюдать за таким подходом к системе оценивания.

4) Университетский бар

В свободное от учёбы время многие студенты не прочь заглянуть в бар. Однако студентам Университета Хельсинки это сделать намного проще: знаменитый Pub Thirsty Scholar находится прямо…в здании университета напротив библиотеки. Кстати, о ней.

5) Библиотеку Университета Хельсинки можно найти во всех путеводителях

Kaisa Talo – это не только пространство для учёбы и работы, но и туристическое место. Знаменитые винтовые лестницы, множество окон интересных форм, и большое пространство в центре библиотеки, тянущиеся от первого этажа до крыши и напоминающие по форме инопланетный объект, притягивают сотни туристов. Ежедневно эту библиотеку посещают как студенты, так и обычные посетители. Пропускной системы нет.

Но самое главное, на мой взгляд, что при такой свободе не страдает образование. Удивительный финский подход к обучению позволяет the University of Helsinki входить в 100 лучших университетов мира!

Обучение, экзамены и русский язык в Университете Хельсинки

Как я уже сказала ранее, exchange студентам предоставляют свободу при составлении своей учебной программы. Вы можете выбрать любые курсы на любом факультете. Изучая музыку и изобразительное искусство, у вас есть возможность пройти курс по экономике. Однако важно перед этим ознакомиться с описанием курса, так как там может быть указана информация о необходимом для обучения бэкграунде. В любом случае, вы всегда можете отказаться от курса, если вам, например, не понравится первое занятие. Или пройти курс до конца, но не завершать его, просто не придя на экзамен. Полная свобода, одним словом.

Есть ещё одна интересная возможность – некоторые курсы в расписании обозначены как экзамены: нужно самостоятельно изучить предмет, а потом просто сдать экзамен. Однако я выбирала только те предметы, на которых читались лекционные курсы. Кстати, о моих предметах.

В Университете Хельсинки я проходила программу международной академической мобильности на факультете социальных наук на направлении Media Studies and Communication, поэтому большая часть курсов (по моему выбору) была связана с изучением медиаиндустрии. Мне особенно понравились 2 курса: “ Digital media & Society” и “Sound and sound studies methods”. На первом мы изучали разные аспекты использование современных технологий в медиасреде: начиная от использования социальных сетей в предвыборных компаниях и заканчивая этическим аспектом использования искусственного интеллекта. Что касается второго курса, то он был посвящён погружению в «звучащие» средства массовой информации, такие как радио и подскасты. Результатом обучения стал подкаст, который каждый студент создавал индивидуально. У меня уже был опыт работы со звуком в рамках учебной программы в НИУ ВШЭ. Поэтому, мне было очень интересно продолжить погружение в эту тему.

Поскольку процесс регистрации на курсы оказался непростым, я хотела бы выделить два важных аспекта, о которых нужно помнить тем, кто планирует участвовать в программе обмена с Хельсинским университетом.

1) Выбирая курсы, обратите внимание на язык обучения. Если указано несколько вариантов (английский, финский и шведский), то с вероятностью 90% курс будет преподаваться только на финском. Если финский не является вашим вторым языком после русского, и вы планировали пройти обучение на английском, то регистрируйтесь только на те курсы, где единственным возможным языком обучения является английский. 

2) На момент подачи заявки, вы обязаны составить предварительный учебный план. Однако стоит помнить, что этот план – именно предварительный! К началу учебного года/семестра курсы в Университете Хельсинки обновляются. Поэтому во время регистрации в начале программы обмена вы, скорее всего, обнаружите, что те курсы, на которые вы записались ранее, не будут преподаваться в этом семестре. Так, например, из 7 выбранных мною предметов, только 2 сохранились после обновления.

Помимо основной учебной программы, у студентов по обмену есть возможность изучать финский с нуля, а также преподавать свой родной язык как иностранный. Языковой центр Университета Хельсинки предлагал 2 способа преподавания русского: либо стать ассистентом финского преподавателя, либо встречаться с финским студентом один на один в рамках программы ALICE. Я выбрала первую возможность и стала помогать преподавателю в проведении занятий: делала презентации на разные темы, помогала студентам с произношением и грамматикой. Даже после окончания программы обмена, я продолжаю коммуницировать с преподавателем. Сейчас, например, участвую в записи языковых аудиоматериалов для занятий. Кроме того, мне удалось стать OOTU ассистентом в языковом центре. В мои обязанности входила подготовка различных мероприятий для Университета Хельсинки и старшей школы. Например, вместе со студентами из Германии, Франции и Коста-Рики мы подготовили Language Centre Workshop. К сожалению, из-за объявленного карантина нам так и не удалось его провести. Однако, в любом случае, это был очень интересный опыт, о котором я ни в коем случае не жалею.

«Удалёнка» по-фински

После введения карантинных мер и перехода на дистанционно обучение, я приняла решение остаться в Финляндии и продолжить свою академическую мобильность здесь. Университет Хельсинки, хотя и не был готов к таким переменам, сделал всё возможное, чтобы студенты чувствовали себя комфортно. Все преподаватели адаптировали учебную программу своих курсов под новые условия. Каждый из них всегда был готов помочь студенту, предоставив для связи не только университетскую почту, но и личные контакты (например, номер телефона для WhatsApp и Skype). Практически каждую неделю приходили оповещения о семинарах по психическому здоровью. Преподаватели и руководство университета понимали, что это непростое время для всех, поэтому максимально старались поддержать студентов. Отдельно хотела бы отметить, что особенное внимание уделяли студентам, приехавшим по обмену. Например, на одном из курсов, преподавательница регулярно спрашивала меня, как я себя чувствую, нет ли у меня каких-нибудь проблем по учёбе или в бытовом плане.

К сожалению, из-за закрытия границ, мне не удалось посетить ближайшие страны (Швецию, Норвегию, Эстонию). Однако у меня осталась возможность путешествовать по Финляндии, так как полная изоляция так и не была введена в этой стране. Если будете в Финляндии, обязательно посетите бывшую столицу – Турку (по-шведски Åbo), а также старинный город Порвоо. Несмотря на небольшую площадь, ежегодно эти города привлекают сотни туристов своей архитектурой, природой и, конечно, кухней. В Финляндии, безусловно, есть множество продуктов и блюд, которые нужно попробовать. Например, знаменитый финский бутерброд с лапландским сыром Leipäjuusto и морошковым вареньем. Или финские пасхальные угощения: Mämmi – пудинг из солода и ржаной муки (его лучше есть с молоком или мороженым) и пасхальное яйцо Mignon от фабрики Fazer.

Весенний семестр 2020 я провела в Финляндии в Университете Хельсинки. Это был интересный и, думаю, уникальный опыт, за который я благодарна Высшей школе экономики и Эндаумент-фонду. Несмотря на все сложности, связанные с карантином, я очень рада, что у меня была возможность поучаствовать в программе международной академической мобильности. Если вы только думаете об этой программе, то, пожалуй, мой главный совет: не бойтесь! Не бойтесь процесса подачи заявки, подготовки к отъезду и самой программы обмена. Будет много сложностей, взлётов и падений. Но это опыт! Огромный жизненный опыт, который вы сможете приобрести только решившись поучаствовать в международной академической мобильности.