Программа обмена в Университете Карлоса III в Мадриде (Испания)

Екатерина Красоткина, студентка 3 курса программы «Журналистика» факультета Коммуникаций, медиа и дизайна провела семестр в Университете Карлоса III в Мадриде.  При поддержке Эндаумент-фонда НИУ ВШЭ.

С любовью из Мадрида — поцелуй три раза по видеосвязи

Я очень радовалась, когда прошла на программу мобильности. Так случилось, что во втором семестре 3 курса у меня был ряд предметов, связанных с кино (курс по выбору, майор). Я хотела научиться снимать кино: документальное и игровое. И университет в Мадриде прекрасно для этого подходил.

 

Во-первых, в одном и том же кампусе Университета Карлоса III расположены сразу два очень близких мне факультета: журналистики и исследований кино, телевидения и медиа (Bachelor in Film, Television and Media Studies).

 

Во-вторых, университет предлагает двуязычную систему преподавания: на английском и на испанском. Так что я могла практиковать английский, будучи погруженной в среду нового для меня, но очень красивого испанского.

 

Вообще испанцы — удивительный народ. Здесь незнакомый человек может поцеловать тебя на улице традиционно три раза. Здесь любят откладывать на завтра и послезавтра, но обязательно сделают. Здесь в кафе невозможно поработать в выходные: компьютеры запрещены, местные приходят за дружескими разговорами. Здесь очереди в магазинах, потому что люди болтают с продавцами: как дела, как настроение. Здесь соседи помогли нам достать ключ, застрявший в двери, хотя мы посреди ночи чуть не разбудили их дочку. Здесь даже во время эпидемии приветствуют друг друга с балконов, а преподаватели и ректор постоянно пишут слова поддержки по электронной почте и говорят их на онлайн-уроках Мне это по душе.

 

Стипендия Эндаумент-фонда позволила мне снять жильё в пяти минутах от кампуса. Вместе с соседкой мы оставались после пар в шикарной библиотеке, пользовались вайфаем, чтобы смотреть фильмы, ходили в университетский спортзал.

 

Сидя в аудиториях и снимая на университетскую камеру, я отучилась всего два месяца. Потом началась эпидемия коронавируса, и нас перевели на удалёнку. Это ограничило меня только в посещении предметов, куда я ходила свободным слушателем ради интереса. Да-да, помимо моих 6 курсов из индивидуального учебного плана я ходила еще на 5 курсов. На один из них, очень популярный — управление камерой — преподаватель взял меня официально. Награда за старательность на первых занятиях. Но и на электронной платформе вуза, было безумно интересно и не так-то просто. Мы сняли фильм, сделали ток-шоу в карантинном формате (скайп в помощь), провели крутые онлайн-семинары (как приятно пить чай в домашнем платье во время пары), написали миллион эссе, которые могли бы стать полноценными научными публикациями. Небольшой спойлер: по всем предметом из моего учебного плана у меня отличные оценки. А теперь поподробнее:

 

Structure of the Media System. Это мой единственный курс с факультета журналистики. И он мне вернул веру в свою профессию, ведь мы обсуждали журналистские расследования и то, как не быть зависимыми от корпоративных и государственных медиа.

 

Fundamentals of Film and Television Direction II. «II» означает, что у испанских студентов это второй в курс в блоке. Они уже научились азам: снимать, монтировать. Поэтому теперь самое время снимать свои интервью в студии, готовить вставные ролики для ток-шоу и работать в многонациональной команде.

 

Film Narrative. Это идеальная теоретическая база по анализу фильма. Знаменитых зарубежных авторов мы разбирали на примерах «Криминального чтива» и «Матрицы».

 

European Cinema. Здесь  мы обсуждали современные фильмы, отражающие колорит Берлина и Лондона, французский экстремизм и русскую духовность Тарковского, которого, к счастью, обожает преподаватель.

 

Camera Directing.  Не обязательный для меня, но уникальный курс, который ведёт настоящий режиссер. Он любовно объяснял тонкости камер, авторские стили великих режиссеров. Я побывала актрисой и сняла собственную короткометражку.

 

Documentary and Report. В этом курсе была такая концентрация материалов (загруженные на гугл-диск десятки документальных фильмов), что я изучаю их до сих пор. До вируса мы в группе сняли документальное кино об отношениях в эпоху Тиндера.

 

Philosophy in History and Culture. Курс от факультета культурологии помог применить сложные, но фундаментально важные философские концепции к таким современным фильмам, как Шоу Трумана и Прибытие.

 

В свободное от учёбы время я успела три раза побывать в музее Prado, дважды — в Thyssen Bornemisa. На выходных съездила в соседние города Толедо — родину Эль Греко — и Сеговию. Ходила в кино, на блошиный рынок, в кафе и бары для местных — чтобы попробовать знаменитый бутерброд с кальмарами, тортилью и традиционную «сидру», которую наливают на расстоянии по воздуху. Во время традиционного карнавала мы с подругой оказались в караоке — наслушались испанских хитов. У меня остались знакомые со всего мира, с которыми я общалась по-английски, -французски, -испански и даже по-русски — оказывается, славянские языки так близки.

 

Если бы не вирус, я смогла бы гораздо больше. Накануне карантина мы с друзьями забронировали транспорт и жилье, чтобы побывать в пяти городах на юге Испании во время страстной недели. Вместе с ребятами, которые учатся на режиссеров и операторов, мы хотели снимать своё кино после экзаменов. Но я верю, что всё ещё будет. Когда-нибудь я обязательно вернусь. А пока я вспоминаю свою мобильность с огромным теплом. Я верю, что такой опыт должен быть в жизни каждого студента — чтобы стать профессиональнее и просто счастливее.