Учеба по обмену в Болонском университете
Университет и учеба
В рамках международной программы мобильности я обучалась в Болонском университете с февраля по июнь 2022 года. Так как в ВШЭ я занимаюсь изучением различных когнитивных методов и техник, их влиянием на мозг и психику человека, я выбрала несколько курсов по нейронауке и психологии. Курсы базировались в кампусе города Чезена. Я изучала такие темы, как нейропластичность, связанные с ней возрастные изменения, и самые последние исследования в позитивной и клинической психологии.
В группах мы готовили презентации и обсуждали, как можно улучшить психологическое самочувствие, качество жизни, когнитивные и физиологические функции человека. Нас обучали, как правильно проводить психологическое тестирование и выявлять симптомы дисфункции психики. Иногда пары шли по 5-6 часов, если вы решите совмещать работу с учебой – может быть сложно.
Интересна система экзаменов в Италии: она 30-бальная и совершенно нормально приходить пересдавать экзамен несколько раз, чтобы получить самый наивысший балл. Одна из важных вещей во время учебы – попасть в чаты по курсам. Потому что они точно существуют и там самая актуальная информация по экзаменам, проектам, материалам для обучения и т.д.
Жизнь в Италии и адаптация
На юге Италии не так много людей говорят на английском, особенно в небольших городах, как Чезена. Поэтому часто приходилось пользоваться переводчиком в телефоне (чтобы переговорить с администратором отеля, узнать что-то по оплате проезда или еды). Из-за геополитической ситуации я решила перевести мобильность в он-лайн режим, и второй раз, когда возвращалась в Италию на лекции и экзамены, мне удалось найти жилье в другом городе рядом с Чезеной (15 минут на поезде) в Римини. И в этом городе адаптация прошла быстрее, было много англоговорящих людей и даже вывески некоторых магазинов на русском.
Про бюрократию в Италии ходит много веселых историй, оформить документы занимает очень много времени, итальянцы не привыкли спешить. В первый мой прилет мне не получилось оформить итальянский счет и вид на жительство, поэтому пришлось продумывать уже в России всевозможные варианты оплаты. На тот момент был вариант оформить карту с системой Unionpay. В каких-то магазинах карта работала, в Conad (один из главных магазинов продуктов) – нет. Также знаю, что между некоторыми банками Италии и Болонским университетом есть соглашения об ускоренном открытии счета. Если вы едете в Италию – заранее продумайте все вопросы по будущим оплатам, это важно!
Болонский международный отдел учебного офиса отвечал достаточно оперативно на все мои вопросы, а их со сложившейся ситуацией возникало много. К сожалению, системы бадди нет. А этого очень не хватало, так как у меня были проблемы с тем, чтобы добраться до отеля (в первый приезд я оказалась на окраине города без связи и еле-еле добралась до центра) и заказать еду через местные приложения во время карантина.
Кроме проблем с бытовой адаптацией (описанных выше), могут возникнуть проблемы с учителями. Например, у меня была ситуация, когда учитель решил не отвечать на мои вопросы об экзамене и говорил о правилах, запрещающих сдавать экзамены онлайн (за несколько дней до экзамена он передумал и разрешил сдавать онлайн, но я уже успела купить билеты в Италию и оплатить жилье в отеле). Возможно, на ту ситуацию оказали влияние различия в менталитете или что-то другое.
Заключение
Во время мобильности мне удалось поработать с профессионалами в области нейронауки и психологии, участвовать в групповых проектах, развивать soft skills. Я заметила, что мне стало намного легче организовывать свою научную деятельность, лучше понимать статьи, формулировать гипотезы. Я очень благодарна ВШЭ за то, что мне удалось поучаствовать в программе международной мобильности. Полученные знания и навыки я хочу применить в будущих исследовательских проектах по интеграции психофизиологических характеристик.
Если у вас возникнут вопросы, можете связаться со мной в вк - https://vk.com/rusinova.anru